Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

  • Но вместо этого вам постоянно приходится решать проблемы с дисциплиной.
  • Лошадь кусается, свечит, может по вам отбить, давит плечом, не слушает вас, напирает и прыгает?
  • Давайте разбираться, как улучшить воспитание лошади!

Симптомы проблем с дисциплиной

Вопрос дисциплины лошади – это вопрос вашей безопасности.

Ваша жизнь и здоровье под угрозой, если лошадь:

  • кусается
  • отбивает задом
  • не соблюдает ваше личное пространство
  • бросается и кидается
  • бьет передом
  • прижимает телом
  • проходит «насквозь», сбивая грудью или плечом
  • свечит
  • складывает на вас ноги
  • может вас подвинуть и сбить с ног
  • неаккуратно берет еду
  • отгоняет вас от еды
  • не пускает в денник
  • угрожает вам

Проблемы с дисциплиной есть, если вы не можете контролировать поведение лошади в ряде ситуаций. Она ведет

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Проблема с дисциплиной есть всегда в тех случаях, когда лошадь не слушает вашикоманды и ведет себя так, что ваши безопасность и благополучие находятся под угрозой.

себя как ей вздумается, не слушая ваши команды.

Например, лошадь:

  • не хочет двигаться в какую-то сторону, все время разворачивается в другую
  • не хочет идти спокойно, все время вас тащит, прыгает или носится
  • не хочет идти быстрее, упирается и встает

Проблемы с дисциплиной при верховой езде могут быть такими:

  • лошадь свечит
  • козлит
  • пытается разными способами сбросить всадника
  • кусается и не стоит спокойно при посадке или спешивании всадника
  • разносит и таскает
  • плохо тормозится и останавливается

Пока есть проблемы с дисциплиной, невозможно думать о гармонии. Поэтому сначала нужно решить проблему дисциплины и лишь затем уже задумываться о тонкой коммуникации и волшебном контакте с лошадью.

Причины проблем с дисциплиной лошади

Для успешной коррекции проблем с дисциплиной важно правильно установить их причины. Тут все, как в медицине. Если вы неправильно «установите диагноз», то будете безуспешно лечить «симптомы» годами!

Лошади плохо ведут себя по следующим причинам:

  1. Базовые потребности лошади не удовлетворены
  2. Лошадь не понимает ваши предупреждающие сигналы
  3. Вы не установили для лошади допустимые рамки поведения
  4. Вы сами закрепляете ненужное поведение
  5. Вы нарушаете принципы обучения

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Скачайте эту статью в PDF (БЕСПЛАТНО!)

Обратите внимание, что в этом списке нет таких причин, как «у нее просто скверный характер», «она делает это мне на зло», «она надо мной издевается» или «лошадь мне мстит».

Никогда не стоит объяснять мотивы поведения лошади подобным образом. Для этого есть серьезные научные основания и это подтверждается практическим опытом.

Поэтому прежде чем обвинять лошадь в злом умысле или складывать руки, полагая, что это характер и потому исправить это нельзя, попробуйте проанализировать ситуацию, поискать более вероятные причины такого поведения и поработать с этим. Сложить руки вы всегда успеете!

Предлагаю вам попробовать взглянуть на вашу проблему под другим углом, осознанно.

Разберем 5 причин плохого поведения лошади и научимся исправлять каждую из них.

Причина 1: Базовые потребности лошади не удовлетворены

Эта причина является наиболее распространенной.

Лошади демонстрируют:

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Лошадь не создана природой для того, чтобы 23 часа стоять в деннике.

  • неповиновение
  • сопротивление
  • открытую агрессию,

когда условия их содержания оставляют желать лучшего.

Если лошадь:

  • гуляет в маленькой леваде только 3-4 часа в день
  • у неё отсутствует контакт с другими лошадьми
  • вы не даете ей достаточную физическую нагрузку (моцион) регулярно

у неё скапливается огромное количество энергии. Лошадь становится сложно удерживать, выражена проблема гиперактивности.

Основная причина агрессии, сопротивления лошади — дискомфорт и боль. У лошади не удовлетворена потребность в самосохранении.

Это может быть дискомфорт от плохо подобранной амуниции.Например, лошади причиняет боль седло или оголовье.

Тогда лошадь может проявлять агрессию при надевании амуниции, седловке:

  • «крысится»
  • щелкает зубами
  • угрожает укусить или отбить при затягивании подпруги
  • бурно реагирует на посадку всадника в седло
  • козлит, свечит и сбрасывает всадника при работе верхом…

Это может быть внутренняя боль от какого-то хронического или острого заболевания:

  • проблемы с зубами
  • язва желудка
  • травмы опорно-двигательного аппарата и спины.

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Раздражение и агрессия лошади при надевании амуниции и седловке обычно являются признаком того, что амуниция плохо подобрана и причиняет лошади дискомфорт.

Например, очень сильную агрессию может вызывать такое заболевание спины, как синдром «целующихся позвонков». Известен также случай, когда у лошади, усыпленной по причине крайне сильной агрессии, обнаружили серьезную патологию в ротовой полости, которая очевидно, вызывала сильнейшие боли и провоцировала агрессию.

В случае боли и дискомфорта решение только одно – лечить лошадь и устранять причину. Когда вы решите проблему, скорее всего, проблемы с дисциплиной уйдут сами собой.

Вызовите ветеринарного врача. Он проведет полное обследование лошади на предмет травм и внутренних заболеваний.

Обязательно обследуйте:

  • ротовую полость
  • желудок
  • спину
  • опорно-двигательный аппарат
  • проведите все диагностические тесты.

Проверьте, позволяет ли лошадь вам трогать все места на ее теле, в норме ли ее рефлексы. Если нет, возможно, это место болит. И это является причиной плохого поведения лошади.

Причина 2: Лошадь не понимает ваши сигналы

Вы просите лошадь не влезать в ваше пространство, не отбивать в вашу сторону и не свечить на вас, но она продолжает

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Если лошадь не научена чувствовать ваше личное пространство, она обычно начинает уступать только тогда, когда вы входите в плотный контакт с ее телом и начинаете двигать ее руками.

напирать и причинять нам дискомфорт. Такая проблема чаще встречается при взаимодействии с молодыми лошадьми.

Дело здесь в том, что лошадь интуитивно не понимает, что, когда, например, мы вскидываем руки вверх или заслоняемся от нее или кричим ей что-то, нам неприятно и мы хотим, чтобы она отошла. А если она настроена игриво, она вообще может воспринять ваши жесты и сигналы, как поддержание игры, а не как просьбу прекратить действия. Что только усиливает нежелательное поведение.

Чтобы лошадь изменила поведение, нужно включить такие сигналы и стимулы, которые будут ей понятны.

Пример:

Лошадь изменит поведение и перестанет напирать, если в момент таких наскоков, вы резко взмахнете в ее сторону амуницией, или даже шлепнете ее ощутимо веревкой или хлыстом. Это будет аналог удара копытом или укуса при взаимодействии лошадей друг с другом. Именно так одна лошадь показывает другой, что той следует изменить свое поведение.

Однако это уже будет не легкий сигнал, а активное неприятное воздействие. После него лошадь скорее всего не просто остановится и успокоится, а попытается убежать. Поэтому если вы будете все время использовать для коррекции лошади сигналы такой силы, то о тонкой коммуникации и желании лошади добровольно сотрудничать можно будет забыть.

Чтобы общение осталось продуктивным, появилась дисциплина, но доверие лошади к вам не пропало, нельзя постоянно применять для восстановления дисциплины сильные воздействия. Следует научить лошадь распознавать ваши легкие предупреждающие сигналы.

Как это сделать?

Если лошадь нарушает дисциплину, вам следует:

Источник: https://equiflow.ru/improve-horse-discipline/

Как научить лошадь командам: инструкция, целоваться, стыдиться, лежать, давать лапу

Рейтинг: 5 332 Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условиях

Научить лошадь выполнять разные команды не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но для этого вам понадобится терпение. Если вы не хотите навредить вашему питомцу, то обучать его надо пошагово. И начинать надо с чего-нибудь относительно простого.

Как научить лошадь целоваться

Для того, чтобы научить вашего питомца целовать вас в щёку, понадобятся две вещи:

  1. Яблоко или морковь.
  2. Немного свободного времени.

Процесс обучения:

  • Возьмите любимое лакомство и подойдите к лошади. Покормите её. Затем возьмите ещё и отойдите на несколько шагов. Протяните угощение вашему питомцу на вытянутой руке. Позвольте ему самому подойти и взять его с руки.
  • Следующую порцию лакомства держите в руке около своей щеки. Скажите «целуй». Чтобы получить награду, лошади придётся прикоснуться к вашей щеке.
  • Последнее действие нужно повторить несколько раз, не забывая произносить команду вслух. Через некоторое время нужно сказать «целуй» до того, как ваша лошадь получит лакомство.
  • После того, как она правильно отреагирует на это, очень щедро поощрите её. Занимайтесь регулярно, что бы вашему питомцу было легче запомнить эту команду.

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условияхЛошадь целует в щеку

Как научить лошадь давать “лапу”

  1. Подойдите к лошади и возьмите её за переднюю конечность так, чтобы она немного её приподняла. Произнесите «дай лапу». Немного подержите её ногу и отпустите. Угостите лакомством.
  2. Затем снова, произнеся команду, хлопните лошадь по той же ноге. Если она правильно отреагирует — поощрите её, если нет, повторите первое действие.

  3. Когда лошадь начнёт делать то, чего вы от неё хотите, можно переходить к следующему шагу.
  4. Встаньте перед лошадью. Укажите рукой на нужную ногу и четко произнесите «дай лапу».
  5. Если лошадь сделает это, не забудьте угостить её лакомством. Если нет, снова вернитесь к предыдущим действиям.

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условияхМеханическая стимуляция конечности

Имейте терпение. Лошадь – очень умное животное. Рано или поздно она начнёт понимать и выполнять эту команду. Когда этот уровень будет окончательно усвоен, начните учить вашего питомца делать всё то же самое с другой ногой. Но будьте очень внимательны, никогда не поощряйте лошадь, если поднимает переднюю конечность без вашей команды. Лучше сразу научить её следующей команде «поставь».

Когда нога поднята, чётко произнесите «поставь», и подтолкните ногу вниз. Когда лошадь послушается, покормите её любимым лакомством и похвалите. Делайте это щедро каждый раз, когда она правильно выполнит команду.

Как научить лошадь стыдиться

Для этого, опять-таки, понадобится только терпение и какое-нибудь лакомство. Вообще, эти два компонента самые главные составляющие большей части обучения. Если вы действительно задумались, как научить лошадь командам, надо это запомнить:

  1. Так вот, чтобы научить вашего любимца «стыдиться» нужно взять лакомство в руку, и завести её за спину так сильно, что бы морковь или яблоко слегка выглядывали из-под другой руки.
  2. Вторая рука должна быть поднята и находиться на уровне плеча. Повернитесь так, чтобы ваша лошадь видела угощение. Произнесите «стыдись», и позвольте ей забрать лакомство. Чтобы сделать это, ей придется подлезть под поднятую руку. Именно в этом упражнении очень важен тон, которым вы произносите команду.
  3. Надо обязательно произносить «стыдись» с укором. Повторяйте вышеперечисленные действия до тех пор, пока лошадь сразу же не начнёт реагировать на эту команду.
  4. Каждый раз, когда голова лошади будет подсовываться под руку, награждайте её лакомством и обильной похвалой. Чтобы животное не уставало, делайте занятия короткими и регулярными.

 Команда “лежать”

Вышеперечисленные команды достаточно просты, и не требуют особых навыков от вас, и вашего питомца. Поэтому сначала лучше освоить их, а потом уже переходить к более сложным, таким как «испанский шаг» или «лежать».

Для этого потребуется специальная подготовка. Для команды лошади «лежать», например, сначала нужно научить вашу лошадь сидеть.

И, чтобы не навредить её здоровью, придётся либо обратиться к профессиональному тренеру, либо очень тщательно изучить вопрос.

Как обучать лошадь: как научить коня выполнять команды в домашних условияхВыполнение команды «лежать»

В общем, чтобы научить лошадь командам, вам нужно быть очень внимательным и терпеливым. Старайтесь не перенапрягать её. Чем комфортней себя чувствует ваш питомец, тем лучше он усваивает информацию. Занимаясь регулярно, вы и сами сможете кое-чему научиться. Например, лучше понимать его. И чем больше вы занимаетесь, тем больше возникает взаимопонимания.

Будьте внимательны, слушайте друг друга, и вы сможете освоить даже самые сложные и опасные трюки, которые смогут удивить и порадовать вас самих и ваших друзей.

Источник: https://VseOKone.ru/obuchenie-loshadi-prostym-komandam.html

Как обучить лошадь верховой езде: инструкция

Лошади от природы умны, легко запоминают команды и при должном обучении беспрекословно слушают хозяина. Но для того чтобы молодое норовистое животное вело себя подобным образом, ему необходимо должное обучение.

Далеко не все любители знают, как правильно обучить лошадь верховой езде и часто сдаются, так и не достигнув желаемого результата. А между тем  научить животное ходить под седлом не так уж и сложно.

Главное при этом не спешить и придерживаться ряда важных моментов.

Знакомство и привыкание

Лошадь – живое существо, имеющее собственный характер. Поэтому любое обучение начинается с контакта и знакомства. Причем уже на этом этапе закладывается отношение животного к будущему всаднику, а значит, и особенности взаимодействия с ним.

Для обучения, как правило, выбираются лошади, достигшие 3-летнего возраста. Но молодые особи, которые нечасто находились в человеческом окружении, довольно неопытны и могут с недоверием относиться к незнакомым людям. В этом случае знакомство проводят в несколько шагов:

  1. Наездник медленно подходит к животному с левой стороны и разговаривает с ним спокойным дружелюбным тоном, произнося имя и ободряя. Лошади через тембр голоса определяют намерения человека, и такой подход может их успокоить и расположить к нему.
  2. Приблизившись, следует аккуратно потрепать коня по шее и погладить его. На такую ласку живность реагирует крайне позитивно. Если уши у лошадки прижаты к голове, она нервничает или боится. Необходимо гладить и разговаривать с животным, пока оно не расслабится, а уши не поднимутся.
  3. Развернитесь к коню спиной и аккуратно коснитесь ею его шеи. Такой контакт будет свидетельствовать об отсутствии злых намерений, что еще больше расположит коня к человеку.
Читайте также:  Борьба с огневкой, долгоносиком, галлицей, листоверткой на смородине

Некоторые начинающие наездники используют при знакомстве лакомства, но опытные инструкторы их применение на этом этапе не поощряют. Так как без них удается наладить более прочную связь между человеком и лошадью.

После удачного знакомства следует закрепить связь привыканием друг к другу. Способствует этому личное кормление животного, его купание, уход, чистка стойла, в котором оно содержится.

Важно! Чем дольше и чаще человек будет находиться на виду у лошади, тем больше она станет ему доверять, и тем меньше времени займет обучение.

Но стоит помнить, что на этапе привыкания и в процессе обучения лаской и теплотой не следует злоупотреблять. Лошади, как и человеку, свойственно своеволие.

Она неохотно выполняет требования наездника в ущерб своим интересам. Поэтому временами следует вести себя с животным строго (но без агрессии).

Если в тандеме доминантная роль принадлежит скакуну, а всадник постоянно уступает, ни о каком послушании не может быть и речи.

Правильная посадка

После того как лошадь привыкла к хозяину, доверяет ему и слушается, можно переходить к непосредственным занятиям по верховой езде. Основой в этом деле выступает правильная посадка в седло. Ее осуществляют следующим образом:

  1. Подойдя к лошади с левой стороны, ухватиться руками за гриву в области холки и одновременно зафиксировать повод. За седло браться не стоит, так как оно может съехать.
  2. Не ослабляя хватку руками, поставить левую ногу в стремя.
  3. Подскоком подтянутся к седлу, перекинуть правую ногу и зафиксировать ее в стремени.
  4. Подтянуть удобно поводья.
  5. При помощи бедер зафиксироваться в седле.

Внимание! В процессе посадки ни в коем случае нельзя сильно дергать поводья. Движения должны быть плавными. Иначе животное может испугаться и скинуть неопытного всадника на землю.

Сев в седло, следует выровнять спину, максимально расслабить тело, исключив любую скованность. В ходе движения следует вести себя спокойно и повторять ритм движения животного.

Человек на спине – это непривычный дискомфорт для тела необъезженной лошади. А если всадник напуган и ведет себя скованно, чрезмерно сжимает бедрами коня, дергает повод, неудобства и болевые ощущения значительно усиливаются.

В этом случае скакун может подсознательно попытаться сбросить с себя всадника.

https://www.youtube.com/watch?v=K1tq1r4TZ-w

Некоторые наездники для верховой езды и посадки используют шпоры. Но они годятся лишь для дальнейших этапов обучения. В процессе наработки правильной посадки они могут вызывать у животного ассоциацию верховой езды с сильной болью. А поскольку память у лошадок хорошая, это может очень навредить дальнейшему обучению.

Инструкция: как научить лошадь верховой езде

После того как посадка освоена, наездник продолжает работу, обучая животное передвижению под седлом. Такая тренировка включает методы закрепления у животного различных команд.

Основными на этом этапе выступают: движение вперед, переход с одного аллюра на другой, замедление, остановка и другие. Немалое значение в этом процессе занимает движение поводьями.

Но все же одним из основных элементов управления выступает шенкель.

Использование шенкеля

Под понятием «шенкель» понимают легкое движение ногами, которое дает животному команду двигаться вперед, а также определяет для него конкретный темп движения. Причем правильно заложенное умение лошади реагировать на такое движение выступает залогом успеха всего дальнейшего обучения и взаимодействия с ней.

Правильно закрепленный шенкель

Правильно закрепленный шенкель предполагает минимальный интервал времени от нажатия ногами до исполнения нужной команды. Также обучение считается успешным, если конь после использования шенкеля поддерживает заданный темп самостоятельно до получения другой команды.

Обучение животного шенкелю проводят несколькими методами. Некоторые инструкторы предпочитают при этом использовать шпоры или хлыст. Причем сначала делается нужное движение, а если конь не слушает, всадник легко стимулирует шпорами. Такой подход позволяет значительно ускорить обучение.

Есть и полные противники такой методики. В своей работе они используют преимущественно методы поощрения лошади.

Но каким бы ни был способ обучения, всадник всегда должен помнить, что именно он виновен в ошибках и недостаточно быстром восприятии задаваемых моментов. Лошадь от природы умеет передвигаться в разных темпах, прыгать, преодолевать различные барьеры и препятствия. Но если она этого не делает, то виноват именно наездник, который допускает одну из следующих ошибок:

  • пытается начинать обучение до того, как животное полностью привыкло к нему и начало доверять;
  • не до конца владеет шенкелем и основными правилами его исполнения;
  • не понимает образ мышления лошади и ее способ восприятия происходящего вокруг;
  • не обладает достаточными знаниями и навыками обучения.

Если хоть в одном из моментов наездник не силен, чутко реагировать на шенкель животное так и не научится. В этом случае лучше обратиться к более опытным спортсменам и инструкторам, доверив дрессуру им.

Лакомство как способ поощрения

В коневодстве различные лакомства используются не только для того, чтобы побаловать питомца, но и чтобы закрепить у лошади необходимые наезднику механизмы поведения.

Скакун понимает, что после того или иного действия его поощрили вкусной пищей, что вызывает у него приятные ассоциации.

При определенном количестве повторений такая ассоциация откладывается у животного в подсознании, и оно начинает выполнять команды охотно.

В качестве лакомств кони с удовольствием едят:

  • Соль. Многие не знают, но именно этот продукт кони любят больше всего и охотно поедают с рук. Поваренная соль содержит много натрия, который благотворно влияет на пищеварительную систему, нормализует водный баланс в организме. Кроме того, соль ускоряет восстановление мышечной ткани после тяжелых нагрузок.
  • Морковь. Такой корнеплод лошадки поедают также с большим удовольствием. Помимо того, что он сочный и отличается выраженным вкусом, овощ содержит большое количество витаминов, полезных для организма.
  • Сухари. Особой пользы организму животного такое лакомство не принесет. Но вместе с тем грызет кусочки подсушенного хлеба оно с большим удовольствием.
  • Яблоки. Перед подачей такой фрукт режут на четыре дольки. Сладость способствует укреплению иммунной системы скакуна, а также обеспечивает определенное количество витаминов.
  • Сахар. Кубики рафинада способны значительно поднять настроение лошадки и выступают весомой наградой за ее послушание. Но злоупотреблять таким лакомством не стоит.

Важно! Какое бы из перечисленных поощрений ни выбрал наездник, при скармливании следует позаботиться о своей безопасности. Лакомства дают исключительно на широко открытой ладони. Если фрукт сильно обхватить пальцами они могут пострадать, так как животное просто не видит, что кусает.

Спуск с лошади

Еще одним важным моментом обучения верховой езде выступает правильный спуск. Это не только гарант безопасности наездника, но и минимизация дискомфорта для животного.

Правильный спуск после остановки лошади

Правильный спуск после остановки лошади проходит следующим образом:

  1. Наездник плотно ухватывается за гриву на холке животного, параллельно придерживая повод. Некоторые инструкторы допускают хват за передний край седла, но оно может провернуться на спине животного.
  2. Дальше всадник наклоняется вперед, не ослабляя захват.
  3. Правую ногу аккуратно перекидывает через спину лошади.
  4. После этого наездник плавно опускается на землю и вытягивает левую ногу из стремени.

Спуск проводят исключительно в левую сторону от скакуна.

Заключение

Лошади испокон веков используются человеком для верховой езды. Но для применения по назначению молодых кобыл и жеребцов необходимо предварительно обучить, а этот процесс без должного опыта и навыков может быть не только малоэффективным, но и опасным для наездника. Поэтому перед началом работы с конем необходимо тщательно изучить основные моменты такого процесса.

Источник: https://FermHelp.ru/kak-obuchit-loshad-verxovoj-ezde/

Самоучитель: Вуаля! Дрессировка для «чайников» // ЗМ №6 (97) 2010

Говорят, что самые трудно обучаемые животные – это кошки, да и вообще любые хищники. Нам приходится изо дня в день иметь дело с травоядными, которые в категорию «непонимашек» отнюдь не входят.

Поэтому будем считать, что задача конника, решившего обучить своего питомца нескольким цирковым трюкам на порядок проще.

Осталось найти специалиста, поэтому, готовя данный материал мы обратились за помощью к известной дрессировщице, работающей с лошадьми в московском цирке на Цветном бульваре – Елене Павлович.

Ее серые терцы выходят на манеж без какой-либо амуниции и, повинуясь незаметным командам мастера, выполняют на свободе массу сложнейших элементов. Нам – «чайникам» в данном вопросе – до такого высшего пилотажа далеко, но как призналась Елена, практически любой желающий, зная принцип и обладая должным терпением сможет научить свою лошадь элементарным трюкам.

Введение в КОНЕведенье

ЗМ: Елена, скажите пожалуйста, что нужно знать человеку, прежде чем начать обучать свою лошадь трюкам?

Е.П.: Прежде всего нужно усвоить, что животных нельзя обучать как человек человека. Надо понимать, что они совершенно другие существа, с иными характерами, с иными понятиями.

И талант дрессировщика состоит как раз в том, чтобы доходчиво объяснить животному, что человек от него хочет. Никогда не говорите: «У меня глупая лошадь!». Бездарных лошадей не бывает, бывают глупые дрессировщики.

Если у вас что-то не получается, ищите проблему в себе, корректируйте тот способ объяснения элемента, который вы избрали и лошадь вас обязательно поймет!

Любое животное требует повышенного внимания и чем больше вы будете с ним заниматься, тем лучше. Начинайте с простого: подержите лошадь за ногу, похлопайте по холке, попросите «принять» и т.д.

Сначала надо дать вашему коню привыкнуть к вам, да и вам не мешает узнать по новому вашу лошадь. Чем больше времени вы выделите для общения, тем лучше наладится контакт с животным.

Благодаря терпению и ежедневному общению Ваша лошадь начнет лучше вас понимать. Она поймет, что вы хозяин и вас нужно слушать.

После того, как лошадь начнет спокойно реагировать на ваши прикосновения попробуйте легонько прикоснуться к ней хлыстиком, почесать, потушировать 1 – это пригодится в дальнейшей работе.

1.      Тушировка (франц. toucher – трогать, касаться). Способ воздействия на дрессированное животное – легкое прикосновение кончиком хлыста, применяемое как условно-рефлекторная команда к выполнению определенных заданных действий.

Помните, в один день ничего не бывает. «Перегнули», напугали лошадь, ничего не выйдет.

Проще сразу учить правильно, чем потом исправлять собственные же ошибки, да еще вдобавок бороться с испугом, который у лошади, имеющей в природе статус «жертвы», то есть не являющейся хищником, укореняется очень быстро. Зато напротив, когда лошадь научится доверять вам, она с удовольствием станет принимать все новые и новые задания.

ЗМ: А где лучше всего проводить тренировки и какие нужны команды?

Е.П.: Лучше всего тренироваться на небольшом огороженном участке – в леваде или в манеже. Так у лошади будет меньше возможностей убежать далеко и это поможет исключить травматизм и всякие непредвиденные ситуации.

Тем более что заниматься лучше не на корде, а сразу на свободе. Лошадь отбежит раз, два, но потом все равно подойдет, вы же даете ей лакомство.

Так постепенно у вас с вашим питомцем наладится контакт, лошадь поймет, что от вас и только от вас она все время получает вкусности.

Главное, не требуйте ничего от вашего питомца в деннике! Денник – это дом, где можно только гладить и кормить.

Команды, выбранные вами для обучения должны произноситься четко и состоять из одного, максимум двух слов. Кроме того, они должны быть не похожими друг на друга.

Потому что лошадь не понимает слова, она запоминает звуки и действия, которые сопровождаются этими звуками (поэтому к каждому действию команда всякий раз должна быть одинаковой); далее она получает лакомство.

Если вы приучите лошадь бежать на слово «стоп» и останавливаться на слово «рысь», так она и будет; она привыкает к определенному набору звуков, подкрепленных лакомством. Так выглядит условный рефлекс, описанный Павловым, в действии, и именно на нем базируется вся дрессировка.

Постарайтесь, чтобы команды, похвала и ваше недовольство имели разные интонации. Громко, четко, нейтрально – команда; спокойно, мягко – положительные эмоции, похвала; резко, отрывисто – наказание.

Лошадь должна научиться отличать ваше настроение по эмоциональному оттенку вашего голоса.

Животные действительно хорошо улавливают интонацию и вашей лошади не составит труда запомнить когда вы злитесь, а когда вы довольны.

Можно провести эксперимент и поменять местами интонации. Попробуйте произнести мягко и растянуто что-нибудь типа «как я тобой недоволен» или резко и отрывисто «моя хорошая» – лошадь будет реагировать исключительно на интонации, а не на слова, не на их содержание.

ЗМ: А что делать с отвлекающими факторами? Ведь не всегда получается поработать в манеже когда там никого нет.

Е.П.: Если лошадь работает с удовольствием, то у нее не будет желания отвлекаться, она будет ждать каждой тренировки с нетерпением, и главным человеком в этом момент для нее будете вы!

Но свою кличку лошадь все-таки должна хорошо знать, должна понимать, что обращаются именно к ней, ведь на плацу в момент ваших занятий, может кто-то еще разучивать те же команды. Если у вашей лошади сложное имя, пусть оно останется в документах: выберите что-то более удобное для тренировок и она запомнит эту кличку.

Читайте также:  О хризантеме сантини: описание и характеристики видов и сортов, посадка и уход

У меня не так давно был случай, когда я в одном хозяйстве купила лошадей одногодок. Три из четырех имели клички на букву «Б», более того созвучные. Пришлось для работы их переименовать, чтобы каждый из моих артистов, работающих на манеже одновременно, четко знал к кому я обращаюсь; ведь когда я ругаю одного, остальные не виноваты.

Азбука для чайника

ЗМ: Елена, с какого элемента лучше всего начать?

Е.П.: Прежде чем начать делать какие-либо элементы – нужно научить лошадь дисциплине. Стоять по команде, подходить и т.д. Это поможет в будущем при обучении.

Ведь многие, к сожалению, даже не умеют правильно гонять лошадь на корде, уже не говоря о том, чтобы остановить ее. А ведь нет ничего проще чем обучить лошадь остановкам по команде. Провели несколько метров в поводу, скомандовали «стоп», остановили лошадь, огладили, дали лакомство. И так несколько раз.

Только не переусердствуйте, лошади не должно это надоесть. Лучше повторить упражнение десяток раз и перенести дальнейшие занятия на следующий день. Вы увидите на сколько легче вам будет спустя сутки тренировать ту же команду.

И так до тех пор пока лошадь не поймет, что она должна по команде «стоп» стоять на месте и никуда не идти.

По прошествии некоторого времени, гоняя лошадь на корде вы сможете командовать остановку и она тут же будет замирать как вкопанная.

К ней можно будет легко подойти, не «болтаясь» за ней на корде по всему манежу. Только помните, что любой условный, то есть приобретенный рефлекс, нужно поддерживать.

Не забывайте брать с собой на тренировку лакомство и за каждую правильно исполненную команду прикармливать лошадь.

На следующем этапе подготовки нужно научить лошадь подходить к вам. Обучая лошадь команде «ко мне» (или «иди сюда», здесь как кому удобнее) никогда не надо за лошадью бежать. Нужно стараться, чтобы она подходила к вам. Животное очень быстро примет эту игру: подбежала, покормили, отошли на несколько метров, опять подбежала, покормили, отошли.

Чтобы в голове животного не происходило путаницы постарайтесь не путать ее сами. Гоняя лошадь по кругу и, скомандовав ей «стоп», вам, чтобы похвалить ее, придется подойти к ней и дать ей лакомство, а не подзывать ее к себе. Иначе лошадь посчитает, что ее хвалят за команду «ко мне», а команда «стоп» постепенно может «стереться».

Прописные истины

ЗМ: Каких лошадей легче всего дрессировать? Может есть какие-то породные предпочтения?

Е.П.: В принципе обучить простейшим трюкам можно любую лошадь, было бы желание. Но надо отдавать себе отчет, не все, что доступно профессионалу сможет новичок.

Поэтому брать строго жеребца-производителя и идти с ним гулять на свободе в леваду к кобылам, конечно же, не стоит, каким бы адекватным он не был на тренировках. Инстинкт возьмет свое и эксперимент может закончиться плачевно. Да и вообще, работая с жеребцами стоит быть особенно внимательными.

Впрочем, лошади все разные, есть много адекватных жеребцов. Если лошадь сложная по характеру, не важно какого она пола, новичку, в любом случае будет очень сложно с ней справиться.

Если покупка «циркового партнера» еще в проекте, а основным его предназначением станет именно постижение элементов дрессуры, лучше подобрать уравновешенную лошадь, спокойно реагирующую на людей, других животных.

Если же нет возможности выбрать или же вы решили «переквалифицировать» уже имеющуюся у вас лошадь, а она ведет себя не совсем адекватно, лучше попросить помощи у специалиста или, в случае с жеребцом, попробовать его кастрировать, что может слегка усмирить его строгий нрав.

ЗМ: Как понять, что контакт с лошадью полностью налажен?

Е.П.: Это не сложно. Контакт налажен, когда лошадь сама начала проявлять интерес к занятиям, не убегает, не злится, не пытается избавиться от общения с вами.

Если все сделано правильно, она начнет проявлять интерес, потому что стоять по 22-23 часа в деннике ей скучно. Лошади по природе своей любопытны, им интересны новые предметы, новые забавы.

К человеку они также проявляют интерес, а если понимают, что от него нет жесткого негатива, то пробуют дружить.

ЗМ: Первый этап обучения мы прошли. Что дальше?

После налаживания контакта можно приступать к серьезной работе. Есть простейшие элементы, которым можно обучить любую лошадь, вне зависимости от возраста и породы. Разница только в том, что какая-то лошадь будет выполнять их чуть хуже, какая-то чуть лучше. Кто-то обучится быстрее, а кто-то медленнее.

Сегодня мы пройдем четыре элемента: испанский шаг, а жну, кранч, апортировку и пируэт 2. Все обучение будет осуществляться при помощи «работы в руках», с использованием обычного стека.

2.      ИСПАНСКИЙ ШАГ, школьный шаг, основной элемент высшей школы верховой езды, искусств. аллюр, при к-ром л. попеременно поднимает почти до горизонт. положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю, в то время как задние ее ноги переступают обычным шагом.

А ЖНУ, в жанре дрессуры – поклон лошади, когда лошадь подгибает одну ногу, опирается на нее, другую выпрямляет вперед и голову кладет на выпрямленную ногу. Зад при этом немного осаживает.

КРАНЧ, похож на поклон, но при этом обе ноги лошади выпрямлены вперед, сама она опускает переднюю часть корпуса вниз, а голову сгибает и, буквально, подворачивает, между передних ног.

АППОРТИРОВКА, (фр. Apporter – приносить) – разновидность конной дрессировки, демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет сценки шуточного характера:  приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в манеже; исполняет маленькие пантомимы и др.

ПИРУЭТ, полный оборот вокруг собственной оси

Испанский шаг

Е.П.: Я обучала этому элементу многих лошадей и научились ему все без исключения. Причем лошади выполняют испанский шаг с большим удовольствием, им нравится, они увлекаются процессом. Иногда, даже когда не просишь, видят морковку, и начинают таким образом ее выпрашивать.

Начинать обучение нужно не в уздечке, а на недоуздке, плюс чомбур. Это не средства воздействия и удержания, а своего рода подсказки. В руках у дрессировщика обычный стек, к которому вы вашу лошадь давно уже приучили, она знает, что воздействие стека не приносит ей никаких болевых ощущений. Лошадь воспринимает палочку не как орудие пытки, а как продолжение вашей руки.

Встать лучше по стенке манежа или левады: с одной стороны лошади – стенка, с другой – вы. Помните, что делать все нужно очень спокойно!

Вы начинаете тихонько тушировать лошадь по ноге, определяя в каком месте появится реакция (у всех по разному: венчик, пясть и т.д.). Ей становится щекотно и она рано или поздно захочет избавиться от «надоедливой мухи».

Животное слегка топнет ногой или чуть махнет вперед. За это ее нужно похвалить, дать лакомство, передохнуть, провести шагом. Потом снова остановиться и повторить упражнение.

На первой тренировке достаточно пяти подходов и на этот день упражнения должны быть закончены.

Напоминаю, не увлекайтесь, главное вовремя остановиться! Результат окажется гораздо лучше, если не форсировать события. И не забудьте сразу же присвоить данной команде название (например, «шаг», «ап», «ножку») и повторять ее в месте с каждой просьбой исполнить.

В конце концов, после нескольких подобных тренировок лошадь сообразит, что топанье ногой или небольшое ее поднимание вам нравится, она начнет его повторять по требованию, чтобы получить вкусную похвалу.

Далее вы начинаете хвалить лошадь только за хорошо вынесенную ногу, игнорируя всякие топанья. Лошади очень быстро начинают стараться, пытаются угодить.

Для начала учим животное поднимать одну ногу, потом переходим ко второй.

Прежде чем вы начнете тушировать ноги попеременно, добиваясь их поочередного подъема на каждый такт, между подъемами вам придется делать несколько шагов. Попросили одну ногу, сделали два-три шага, похвалили, дали лакомство; попросили другую ногу, сделали два-три шага, похвалили, дали лакомство. Не забывайте об этом когда что-то получилось чуть лучше, лакомство и похвала закрепят результат.

  • Далее делаем шагом круг по манежу и повторяем упражнение еще раз.
  • Таким образом мы не только учим лошадь поднимать ноги, но и добавляем продвижение вперед, ведь испанский шаг на то и шаг, что подразумевает движение.
  • После того как лошадь научится попеременно поднимать четко и высоко ноги на каждый темп с продвижением вперед, начинаем увеличивать количество темпов.

Восемь-десять темпов на первое время – более чем достаточно. Именно столько ваша лошадь научившись будет делать с удовольствием, без принуждения.

Также испанский шаг можно разнообразить, сделать его в три темпа. Одна нога – два шага простых шага – другая нога. Постепенно на показываемый в привычном месте стэк лошадь сама начнет понимать ноги, словно пытаясь его достать и от туширования можно будет отказаться.

Не гонитесь за количеством темпов; если захотите усложнить задачу, лучше попробуйте тренировки на свободе.

А жну (поклон)

Е.П.: Учить лошадь исполнять а жну можно на любую ногу, на которую удобнее вам или на которую лошадь охотнее реагирует.

Берем одну ногу лошади рукой, чуть-чуть заводим ее назад, при этом стараемся дать лакомство внизу и чуть сзади, провоцируя коня осадить хотя бы на один шажочек назад. При этом не даем ему опустить ногу. Сделали, похвалили, дали лакомство, повторили упражнение. Постепенно увеличиваем паузы держания ноги и стараемся, чтобы лошадь осадила как можно дальше.

Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/samouchitel/833.html

10 принципов обучения молодых лошадей

  • Статьи
  • Все о лошадях
  • 10 принципов обучения молодых лошадей

Цель любого обучения – здоровая, счастливая лошадь, подготовленная к тому, чтобы охотно нести вес всадника в повиновении и без ущерба здоровью. Достижению этой цели служат правильная подготовка и обучение животного.

Только опытный всадник, обладающий чувством лошади, способен правильно выездить ее. В идеале же процесс работы с молодой лошадью должен контролироваться еще и тренером. Дать правильный старт подготовке молодой лошади гораздо сложнее, чем принято считать. Каждая лошадь индивидуальна и отличается особыми, свойственными только ей характером, темпераментом, скоростью развития и обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=yKxmn0BZlYM

Знания о том, как оценить этап развития лошади, как подобрать подходящую для нее программу тренировок, чтобы избежать чрезмерных нагрузок и связанных с ними травм, чаще всего приходят с простом профессионализма.

К сожалению, последствия большинства ошибок, сделанных на этапе подготовки и обучения молодой лошади, сопровождают ее всю жизнь. Такие ошибки могут быть вызваны рядом причин, но их можно избежать.

И тренеры, и всадники, даже если не говорить об их опыте, должны проявлять терпение, понимание, заботу и интерес. Их знания о лошади должны сопровождать объективные ожидания, нежелание форсировать прогресс.

Давайте поговорим о том, на какие принципы необходимо опираться, если вас ожидает работа с молодой лошадью.

1. Учет характера и природы лошади.

Человек, взявшийся за работу с молодой лошадью, обязан иметь знания о ее природе. Только понимая природу лошадей, можно правильно к ним относиться, учитывать поведенческие особенности, те или иные реакции, возникающие в ответ на определенные раздражители. Каждая лошадь отличается собственным характером и темпераментом, предпочтениями и страхами.

О чувствах животного нам могут рассказать положения его ушей, глаз, хвоста, уши, глаза и движение хвоста. Нельзя забывать о том, что лошади – животные-жертвы, а кроме того, – животные табунные, надо помнить о том, что мягкая работа с лошадьми строится на принципе ухода от давления. Чтобы добиться от лошади доверия и уважения, необходимо стать для нее лидером.

Лошади не агрессивны по своей природе. Большинство пороков их поведения связано с их предыдущим негативным опытом. Животное, демонстрирующее готовность к работе, вкладывает краеугольный камень в дальнейший фундамент вашего сотрудничества. Проявив терпение и уважение к лошади, вы укрепите его, не позволите появиться страхам и сопротивлению.

Вам следует учитываться, что уверенность лошади и ее нацеленность на сотрудничество могут быть быстро разрушены или потеряна из-за плохого обращения с ней. Коррекция же может занять месяцы или даже годы. Несистемная подготовка или требования, подкрепляемые грубой силой, часто приводят к физической или психической нестабильности и преждевременному износу лошади.

Психическое развитие лошади имеет жизненно важное значение в ее обучении и дальнейшей работе под верхом. Не обращая на него внимания, вам не удастся добиться гармоничных отношений с вашим четвероногим партнером.

Отдельно отметим, что, говоря о мягкости в работе с лошадью и об учете ее психо-эмоционального состояния, мы не говорим о вседозволенности.

Лошадь, как и любое другое животное, обязано соблюдать определенные правила поведения и адекватно реагировать на любые требования ее всадника или тренера.

Читайте также:  Чем обработать цветы от зеленых гусениц на розах: что делать, как избавиться

Человек, как лидер, не может не настаивать на своем, однако главное при этом, – как именно он действует. Проявляйте терпение, помните об обучении и забудьте о жестоком воздействии!

2. Всадник и тренер.

Первый партнер молодой лошади должен быть опытным всадником со сбалансированной посадкой и умением правильно применять средства управления.

Он должен корректно воздействовать на лошадь, не быть боязливым или нетерпеливым, слишком тяжелым или высоким. Важную роль играют способность ездить с укороченными стременами и наличие крепкой посадки.

Универсальный опытный всадник сможет правильно реагировать на постоянно изменяющийся центр тяжести молодой лошади.

Тренер, наблюдающий за обучением молодой лошади с земли, помимо практического опыта, должен обладать глубокими теоретическими знаниями (в том числе в области анатомии и биомеханики). Они помогут ему давать ценные советы и помогать преодолевать сложные ситуации, не используя излишнюю силу или давление.

3. Баланс.

Для каждой верховой лошади, независимо от ее использования, жизненно важно уметь двигаться в равновесии с весом всадника. Неуравновешенная лошадь, чтобы компенсировать отсутствие баланса, движется напряженно и не может расслабиться. Таким образом, можно сказать, что отсутствие равновесия ставит под угрозу физическое благополучие и здоровье лошади.

Способность всадника адаптироваться к изменениям центра тяжести лошади имеет огромнейшей значение для ее заездки и обучения.

Первоначально вес всадника нарушит ее естественный баланс. По природе лошадь сбалансирована на переду (несет больше веса на передних конечностях). При возникновении дополнительного веса при посадке всадника в седло лошадь сталкивается с необычной ситуацией – ей приходится стремиться обрести новое равновесие, освоить которое лошадь может в несколько этапов.

Первый этап обучения направлен на постепенный поиск лошадью и всадником нового взаимного баланса. Поэтому основной целью дальнейшего обучения становится достижение расслабленности.

Лошадь должна быть в состоянии балансировать с весом всадника, что невозможно, если ее мышцы будут напряжены. Напрягаясь, лошадь не сможет ни найти баланс, ни показать свои естественные движения.

Для дальнейшего улучшения внутренней и внешней гибкости и равновесия общее базовое обучение молодой лошади должно быть разнообразным, независимо от того, насколько талантливой может быть лошадь в той или иной конкретной дисциплине.

Разнообразное базовое обучение улучшает ее навыки, гибкость и спокойствие, а также положительно влияет на физическую форму и здоровье лошади.

Обычно заездку и обучение лошади начинают в возрасте около трех лет. Происходит ли это на несколько месяцев раньше или позже, зависит от развития конкретной лошади.

Более важным фактором, чем возраст животного, является правильное и бережное обращение с ним, поэтому возраст начала заездки может сдвигаться назад и до 2,5 лет.

Отметим также, что лошадь, достигшая возраста 4 лет (и старше) становится излишне сильной физически, что может затруднить ее заездку, особенно, если в этом процессе принимают участие непрофессионалы.

4. Обтяжка. До начала обучения молодая лошадь должна привыкнуть к людям – познакомиться с недоуздком, чомбуром, с другой амуницией, научиться ходить рядом с человеком, спокойно относиться к чистке, манипуляциям с копытами и т.д.

Такое предварительное обучение лучше начинать, когда лошадь находится еще в жеребячьем возрасте. Раскрючковка копыт, а также простые манипуляции с ногами, повышают уровень доверия лошади к человеку. Такие процедуры можно осуществлять, начиная с отъема.

5. Лонжирование.

Лонжировать лошадь можно начинать только тогда, когда она ознакомилась с новым окружением и приобрела определенное чувство доверия и уважения к людям. Работа на корде перед началом заездки необходима. Она обучает молодую лошадь двигаться вперед по команде, знакомит ее с посылами, действием трензеля, улучшает ритм и равновесие.

Сначала лошадь приучают к трензелю (желательно, конечно, использовать кавессон), подпруге и седлу. Всю амуницию аккуратно регулируют в соответствии с параметрами лошади.

Тренировки рекомендуется проводить в бочке или огороженном манеже. Это облегчает работу и предотвращает попытки лошади к бегству. Работайте в основном на рыси – именно на этом аллюре лошадям легче найти свой ритм и начать опускать голову.

От боковых развязок и резинок поначалу следует отказаться – сначала молодая лошадь должна найти равновесие самостоятельно. Когда лошадь сбалансируется – используйте развязки.

Они должны быть такой длины, чтобы не оказывать давление на рот, шею и затылок. Постепенно их укорачивают. Важно, что былошадь тянулась за трензелем, а не напрягала и укорачивала шею.

Лучше, если лошадь пока будет держать нос вертикально или немного впереди вертикали.

На данном этапе для обеспечения работоспособности важнее ритм, а не контакт. Именно ритм показывает, насколько уравновешена лошадь. Попытка поставить лошадь в повод, укорачивая развязки, приведет к ее сопротивлению и зажатости.

На корде лошадь учится понимать средства управления – шамбарьер и голос – в начале, ограничивающее действие корды и голос – в последствии. Навыки, приобретенные при работе на корде, помогут вам в дальнейшем, при обучении лошади под седлом.

Работа на корде с молодой лошадью не должна занимать более 20-30 минут. Почаще меняйте направление ее движения.

6. Проводка в поводу.

Лошадь ведут, находясь у ее левого плеча, поддерживая мягкий контакт со ртом. Избегайте грубого или резкого воздействия на трензель, так как это нарушает доверие лошади к руке и препятствует расслаблению. Лошадь должна свободно двигаться вперед, доверяя ведущему.

7. Первые уроки под верхом.

Перед тем, как впервые сесть в седло, лошадь нужно подвигать на корде, – это даст ей возможность расслабиться. Первая посадка в седло происходит на кордовом кругу, в огороженном манеже или бочке.

Лошадь придерживает первый помощник, второй помощник помогает всаднику сесть. Стремена укорачивают, чтобы всадник впоследствии смог максимально облегчить спину лошади.

Шпоры использовать не рекомендуется.

После посадки всадника в седло лошадь может постоять, чтобы привыкнуть к его весу. Всадник должен разговаривать с лошадью, по возможности, гладить ее. С нервной или сильно волнующейся лошадью на месте лучше не стоять, а сразу привести ее в движение, чтобы не создать большего напряжения.

Лошадь медленно водят по большему кругу, постепенно удлиняя корду. Если лошадь захочет пойти рысью, ей нужно будет это позволить.

На корде лошадь должна научиться спокойно реагировать на вес всадника сначала на шагу, потом на рыси. Не препятствуйте ей, если она захочет подняться в галоп.

Первые упражнения не должны занимать слишком много времени – предпочтительны частые, короткие репризы. По окончании занятия можно пару раз сесть в седло и спешится, для тренировки.

Всаднику нужно почувствовать, какой темп подходит лошади, чтобы найти равновесие, а не просто навязать ей тот, который удобен ему. Всадник поддерживает очень мягкий контакт со ртом (так называемые «пассивные руки»). Ни в коем случае нельзя пытаться поставить лошадь «в повод».

Какие-либо настойчивые требования могут привести к сопротивлению: лошадь будет трясти головой, ритм движений станет рваным, спина зажмется, лошадь начнет хвостить.

Чем больше вы преуспеете в нахождении правильного ритма и чем меньше будете работать поводом на этом этапе, тем более прочный фундамент для дальнейшего обучения вы заложите. Главная цель сейчас – найти равновесие.

В ходе заездки вы должны завоевать доверие лошади, добиться от нее послушания и желания сотрудничать, заложить основы для дальнейшего обучения. Особенно важно при этом – научиться распознавать признаки ее усталости, правильно оценивать степень ее выносливости.

8. Начало базового обучения.

Три главные цели первых месяцев обучения – это ритм, расслабленность и контакт.

Первая цель заключается в обеспечении ритма, поддержания темпа лошади.

Слишком быстрое продвижение вперед приводит к поспешным движениям ног и нарушению ритма. Движение вперед – это не ускорение темпа, а активизация задних ног лошади,обеспечивающая энергичный аллюр.

Расслабленность – это основная цель тренировки, которую никогда нельзя упускать из виду. Она должна регулярно проверяться и совершенствоваться, поскольку является основой для всей последующей работы.

Она подразумевает способность лошади использовать мышцы без напряжения, сжимать и расслаблять их, когда это необходимо.

Расслабленность может быть достигнута только за счет отказа от использования грубой силы при заездке и обучении.

Расслабленная лошадь движется, работая спиной и поддерживая естественный ритм, но не мчится вперед. Чтобы убедится, что лошадь расслаблена, всадник должен плавно отдать ей повод. Лошадь потянется вниз за трензелем. Это упражнение – одно из самых важных даже на этом этапе начального обучения.

Правильный контакт позволяет лошади балансировать со всадником, двигаться, сохраняя ритм на всех трех аллюрах, и работать спиной.

На шагу повод укорачивают только перед тем, как начать движение рысью. На рыси и галопе молодую лошадь ведут на спокойной, мягкой и “пассивной” руке. Молодая лошадь найдет нужное равновесие и ритм, правильно расслабится, только если всадник работает поводом мягко. Это относится и к лошадям, которых искусственно гнули, закручивали шею и они привыкли двигаться в таком положении.

Изначально точка, в которой лошадь будет находить контакт с рукой, будет относительно низкой. Рот лошади будет находиться примерно на уровне ее локтевого сустава.

Это положение обеспечит желаемое растягивание и расслабление мышц шеи и спины. Неправильно пытаться придавать положение шее лошади, используя только повод. Укороченная шея напряжена и препятствует равновесию.

Если всадник переусердствует со сгибаниями и поворотами, это также приведет к потере равновесия.

При обучении молодых лошадей, очень важно учитывать их физическое состояние, силу, выносливость. Необходимо избегать чрезмерно трудной работы. Если эти критерии соблюдены, молодой лошади не будет причинен вред.

На ранних стадиях базового обучения от лошади не требуется выполнение манежных фигур. Для дальнейшего ее развития подойдут такие упражнения, как перемена направления через длинную или короткую диагональ, вольты и серпантины большого радиуса. Вольтов, серпантинов и поворотов малого радиуса следует избегать: они могут повредить суставы лошади.

9. Дальнейшее базовое обучение.

Предыдущий этап длится около 4-6 месяцев. Этого периода достаточно, чтобы подготовить лошадь к дальнейшей работе.

Объединяем пройденное: лошадь двигается вперед, сохраняя ритм и расслабленность, поддерживая контакт. Она ищет руку всадника и умеет тянуться за трензелем.

Постепенно требования можно увеличивать с оглядкой на уровень мастерства всадника и способностей лошади. Кроме того, определенную роль могут играть и бытовые обстоятельства.

В то время, как более опытная лошадь работается по определенной схеме, тренинг молодой лошади может быть неупорядоченным и зависеть от конкретных обстоятельств.

Взлеты и падения в ее работе, уровень усталости и потребности в движении, даже факторы окружающей среды могут повлиять на ее ежедневное обучение и, вместе с тем, на результаты.

Тренировки молодой лошади должны быть максимально разнообразными: это не только сделает животное более сосредоточенным, опытным, но и поможет физически развить его. Манежная работа не должна исключать работу на кавалетти или напрыгивание.

От всадника потребуется начать обучение лошади все более тонким и незаметным сигналам, показать ей, как идти на повод, постепенно объяснить, что равновесие с переда должно переместиться назад.

Работа на учебной рыси может включаться в тренинг, если лошадь работает спиной и охотно идет на повод. Сначала достаточно сделать пару темпов. Если лошадь зажмется, вернитесь к работе на строевой рыси, чтобы укрепить спину.

Хорошая базовая подготовка сделает лошадь внимательной к действиям всадника и позволит ей оставаться расслабленной и гибкой. Каждая молодая лошадь должна быть знакома с манежной работой. Это улучшит ее внимание, равновесие, координацию и уверенность в себе.

10. Напрыгивание на свободе.

Напрыгивание на свободе улучшает базовые навыки и гибкость лошади,облегчает последующую подготовку к прыжкам.

Прежде, чем начать, нужно сделать несколько приготовлений:

  • Лошадь может прыгать в недоуздке или без, либо в уздечке со снятым поводом.
  • Ограждение манежа должно быть прочным и высоким, все входы закрыты, зеркала завешены или убраны.
  • Шпрингартен огораживают откосами.
  • Вход в ряд должен быть привлекателен, он должен приглашать лошадь к прыжку, а не пугать ее).
  • Расстояния между препятствиями должны быть оптимальными.

Вам понадобятся тренер и, как минимум, два помощника. Для лошади важно получить положительное впечатление от прыжков. Поэтому тренер и помощники должны быть знающими и опытными. Необходимо обеспечить спокойную атмосферу тренировки..

  • Лошадь не должна прыгать из-за страха – ее нельзя пугать и загонять в ряд.
  • В течение первого месяца тренировок лошадь не должна прыгать высокие барьеры (это может нарушить доверие молодой лошади).
  • После четырех-шести месяцев базового манежного обучения,напрыгивания под всадником на небольших чухонцах и напрыгивания на свободе на низких препятствиях, можно начинать полноценный прыжковый тренинг.

Завершая нашу статью, хочется сказать следующее. В обучении молодых лошадей нужно придерживаться следующего правила: “Всегда спокойно, но никогда вяло. Всегда активно, но никогда в спешке.”

Уве Спенлен; перевод Валерии Смирновой (источник)

Источник: https://www.prokoni.ru/articles/613/10_printsipov_obucheniya_molodyih_loshadey.html

Ссылка на основную публикацию