Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
Кони-тяжеловозы сыграли огромную роль в жизни человека до того, как большинство процессов стали осуществлять машины. К тяжеловозным относятся породы крупных и обладающих недюжинной силой лошадей. Главное их назначение — перевозка тяжёлых грузов. В статье мы представим обзор 10 лучших тяжеловозных пород и узнаем, сколько весит каждая из них, их достоинства и недостатки.

Топ-10 тяжеловозов

До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.

Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.

Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.

Владимирский

Порода произведена в период с 1930 по 1935 годы усилиями работников племенных заводов Владимирской и Ивановской областей России. В селекции принимали участие Клейдесдали, гнедые, тёмно-гнедые, Шайры.

Официальная регистрация коня-тяжеловоза произошла в 1946 году. Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей Владимирская порода имеет следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,65 м;
  • масса — 0,9–1,2 т;
  • голова — массивная, с выпуклым профилем;
  • шея — широкая, высоко посаженная, дугообразная, с хорошо заметной мускулатурой;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает около 2 м;
  • спина — сильная, с хорошими мускулами, удлинённая;
  • конечности — длинные, развитые, отличаются сухостью, правильно поставлены, хорошо обросшие шерстью;
  • хвост — длинный, волнистый, касается земли;
  • грива — волнистая, ниспадающая;
  • масть — гнедая (основная), вороная, бурая, со светлыми пятнами в районе головы и ног;
  • характер — миролюбивый, спокойный, послушный, активный.

Достоинства:

  • отличная работоспособность;
  • выносливость;
  • непритязательность в уходе;
  • красивый внешний вид;
  • миролюбивый и послушный характер.

Недостатки:

  • крупные размеры;
  • низкие верховые качества.

Русский

Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году. Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей Кони имеют следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,5–1,53 м;
  • масса — 0,6–0,7 т;
  • голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
  • шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
  • спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
  • конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
  • хвост — мощный, густой, длинный;
  • грива — отличается густотой ворса;
  • масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Узнайте, как правильно содержать лошадь в домашних условиях.

Достоинства:

  • повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
  • непритязательность в содержании и корме;
  • хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
  • устойчивая нервная система.

Недостатки:

  • дисгармоничное телосложение;
  • мягкая спина.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия).

Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки. Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — средней величины;
  • шея — недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
  • грудной отдел — широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
  • спина — широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
  • конечности — средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
  • хвост — несильно обросший;
  • грива — отличается густотой;
  • масть — рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
  • характер — выдержанный.

Достоинства:

  • высокая скороспелость;
  • способность употреблять дешёвые корма;
  • высокая молочность у кобыл.

Недостаток лишь один — нередко встречаются аномалии развития конечностей в виде косолапости. На рабочих способностях непарнокопытных это не сказывается.

Новоалександровский

Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов.
Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей Описание экстерьера породы:

  • высота в холке — 1,48–1,49 м;
  • масса — 0,56–0,59 т;
  • голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
  • шея — укороченная, широкая, массивная;
  • спина — массивная;
  • конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
  • хвост — пышный, волнистый;
  • грива — кудрявая;
  • масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
  • характер — уравновешенный, энергичный.

Достоинства:

  • тяговая мощность;
  • крепкая иммунная система;
  • отличная плодовитость;
  • отличные молочные показатели.

Недостаток — разборчивость в кормах.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях.

В Бельгии эти кони считаются национальным наследием.
Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток — тяжёлое дыхание.

Вам также интересно будет узнать о миниатюрных лошадях фалабеллах.

Першерон

Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами.

Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.
Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
Основные экстерьерные характеристики Першеронов:

  • высота в холке — 1,75 м;
  • масса — 0,8–0,9 т;
  • голова — широкая с прямым профилем;
  • шея — длинная;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
  • спина — удлинённая;
  • конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
  • грива — пышная, красивая;
  • масть — серая, изредка вороная;
  • характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.

Достоинства:

  • отличная адаптация к любым условиям проживания;
  • крепкая иммунная система;
  • способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
  • способность выпасаться на пастбище круглый год.

Недостатки отсутствуют.

Английский тяжеловоз (Шайр)

Шайры — прямые потомки коней рыцарей. Сформировались в XVIII столетии как итог спаривания местных пород с фламандцами и голландцами. Это самые крупные кони в мире.

Изначально их применяли на поле военных действий. Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей Затем взяли на вооружение в сельском хозяйстве, промышленном производстве, на железных дорогах, в доках.

Особенности Шайров:

  • высота в холке — до 1,9 м;
  • масса — до 1,3 т;
  • голова — массивная, тяжёлая с большой, широкой лобной долей;
  • шея — короткая, ровная;
  • спина — короткого формата, отлично развитая;
  • круп — длинный, с хорошо выраженными мускулами;
  • конечности — выносливые, мощные, с пушистыми фризами;
  • хвост — высоко поставленный, пышный;
  • масть — гнедая, краковая, серая, рыжая, с белыми чулками чаще на задних конечностях;
  • характер — послушный, спокойный, уравновешенный, миролюбивый.

Достоинства:

  • красивый экстерьер;
  • выносливость;
  • послушный нрав.

Недостатки относятся к экстерьеру:

  • сырость ног;
  • сильная фризистость;
  • недостаточная приземистость;
  • требовательность к кормам.

Булонская лошадь

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый.
Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке — 1,50–1,65 м;
  • масса — 0,7–0,9 т;
  • голова — изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея — с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел — глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина — широкая, ровная;
  • конечности — крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост — высоко поставлен, густой;
  • грива — волнистая, короткая;
  • масть — серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав — добрый.

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях.
Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей
Характерные признаки:

  • высота в холке — 1,67–1,84 м;
  • масса — 0,82–0,91 т;
  • голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина — укороченная;
  • конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива — прямоспадающая, пышная;
  • масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер — добродушный, уравновешенный.

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

Арденская лошадь

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины.

Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Недостатки у породы не выявлены.

Важно! Тяжеловозные лошади должны работать не дольше 6–8 часов в день с часовым перерывом на отдых.

Правила ухода и кормления

Тяжеловозы славятся своей неприхотливостью.

Читайте также:  Все о вредителях сливы: чем обрабатывать растения весной, и после цветения

Главное для них — соблюдение таких условий:

Вот несколько рекомендаций по их содержанию и кормлению:

  1. Содержать коней нужно в денниках размерами 3,5 на 3,5 м из расчёта на 1 особь и высотой потолка 3 м.
  2. Нужно следить за тем, чтобы в денниках не было сквозняков, но обязательно работала хорошая вентиляция.
  3. На полу денника должна быть подстилка слоем 15 см.
  4. На стенах, на уровне 60 см, нужно оборудовать кормушки и поилку из природных материалов.
  5. Зимой в деннике должно поддерживаться 16-часовое освещение.
  6. Подстилка, кормушки и поилки должны очищаться ежедневно.
  7. Большую часть времени кони должны проводить на прогулке, на пастбище. Так они будут поддерживать на должном уровне свою мускулатуру.
  8. После работы обязателен тёплый душ, кроме зимнего периода. Зимой достаточно будет лишь чистить и расчёсывать шерсть, копыта.
  9. Необходимы регулярные осмотры ветеринара — 3–4 раза в год.
  10. Крупное телосложение накладывает отпечаток на особенности кормления. Основу меню должны составлять свежая трава летом и сено зимой. Также в нём обязательно должны присутствовать зерновые культуры, корнеплоды, овощи, витаминно-минеральные добавки.
  11. Вода в поилках должна быть тёплой — температурой не ниже 20 градусов.

Итак, мы рассмотрели лучшие тяжеловозные породы лошадей. У всех из них есть несколько схожих черт: крупное, массивное тело, выносливость, крепкий иммунитет, высокая работоспособность, добрый, покладистый характер, уравновешенная нервная система, неприхотливость в уходе.
Важно! Концентрированные корма в питании тяжеловозных коней должны составлять 25% от всего корма, сочные — 35%, грубые — 40%.
Сегодня их уже не так часто применяют для транспортировки грузов, а больше используют в фермерском хозяйстве, туризме, конном спорте, для организации досуга, при селекции других пород, для получения мяса и молока, в иппотерапии. Была ли эта статья полезна?

Источник: https://pets2.me/bok/1870-tyazhelovozy-luchshie-rabochie-porody-loshadey.html

10 наших коней

В России были выведены десятки пород лошадей. «Огонек» вспомнил самые знаменитые.

  • Подготовила Наталия Нехлебова
  • Вятская лошадь

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Александр Ведерников, Коммерсантъ

У вятской лошади есть особое отличие в окрасе — темная полоса вдоль спины, которая начинается ото лба и заканчивается кончиком хвоста. Вятка — это северная лесная лошадь. Она не была выведана селекционерами, а появилась в результате естественного отбора.

Некоторые исследователи считают, что вятскую породу стали использовать и улучшать при Петре I, другие — что еще в XIV веке.

В любом случае вятская лошадь старейшая наша порода — один из русских символов, потому что настоящая русская тройка — это три вятские лошади, летящие галопом. Именно их первыми стали использовать в почтовых тройках.

Только после выведения орловского рысака центральная лошадь — коренник — побежал рысью. Разводили этих лошадей преимущественно в Вятке, отсюда и название. Сегодня в России осталось всего 700 голов лошадей этой породы.

Орловский рысак

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Алексей Куденко, Коммерсантъ

«Наше национальное достояние, порода, не имеющая аналогов в мире», —так говорят об орловском рысаке коннозаводчики. Орловскому рысаку 240 лет. Вывел эту породу граф Алексей Орлов. Ее родоначальником стал арабский жеребец Сметанка. Его граф купил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Орлов мечтал создать лошадь красивую и выносливую.

Многие породы, которые ввозили в Россию, в нашем климате быстро вырождались. И ему удалось в одной лошади совместить изящество арабских скакунов с массивностью и мощью датской и голландской пород. Благодаря орловскому рысаку в России и Европе возник рысистый спорт. Снежно-белый или серый в «яблоках» орловский рысак необыкновенно красив.

Во всем мире подобные уникальные породы охраняются государством, у нас же осталось чуть более 700 племенных маток.

Дончак

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Александр Ведерников, Коммерсантъ

История дончаков связана с историей казачества, победами российских войск. Предки донских лошадей — вольные степные лошади. Их казаки улучшали за счет турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в ходе русско-турецких войн.

Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов — участник войны 1812 года — писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела». Эта лошадь крайне неприхотлива.

Она единственная в мире с легкостью переносит очень длительные переходы. Сейчас порода в отчаянном положении. На грани вымирания.

Воронежский битюг

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Эта порода тяжеловозных лошадей была выведена в XVIII веке. По одной из версий их созданием занимались крестьяне Воронежской губернии, жившие в селах по реке Битюг. Они скрещивали местных тяжеловозов с голландскими и датскими жеребцами, которых присылал лично Петр Великий. По другой версии к созданию воронежского битюга приложил руку граф Орлов.

У некоторых битюгов была рысистость и стать орловских рысаков. Воронежские тяжеловозы могли тянуть груз весом в 2 тонны. Владимир Гиляровский с восторгом описывает их службу в московских пожарных частях. Во второй половине XIX века они начали исчезать. Поля активно распахивали, лошадей крестьянам приходилось держать в хлевах и кормить соломой. Такой образ жизни битюгам мало подходил.

К середине XX века воронежский битюг исчез совсем.

Русская верховая

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Абрамова Ксения / Фотобанк Лори

Этих вороных аристократов также создал граф Орлов. Его целью была строевая лошадь, годная как для ведения военных действий, так и для манежной езды. Русские верховые стали символом русской кавалерии в XIX веке. Их изящная красота поражала не только неприятеля, но и судей на многочисленных международных выставках. «Страстная в бою, статная на параде»,— говорили о них.

В XX веке после Первой мировой войны порода практически исчезла. Усилия по ее сохранению предпринимает кафедра коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии на Старожиловском конном заводе — сегодня это единственное место, где разводят русскую верховую породу. Чтобы содержать и поддерживать животных, нужно около 15 млн рублей в год.

А помощь от государства — минимальна.

Русский тяжеловоз

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Александр Ведерников, Коммерсантъ

Мал, да удал — это про русских тяжеловозов. Маленькие, с короткими ногами, они способны тянуть груз до 26 тонн. Неприхотливый, плодовитый, покорный. Этот идеальный помощник русского крестьянина был выведен в начале XX века. Особой ценностью русского тяжеловоза считалась его «долговечность» и «непоколебимая выносливость».

Он может работать до глубокой старости — до 25-летнего возраста. Русские тяжеловозы едят любой корм, терпят практически любые условия содержания. Единственное, что им нужно для выживания,— это обильно пить. Настоящая русская рабочая лошадь! Кобылы этой уникальной породы дают очень много молока.

Сейчас русского тяжеловоза любят закупать частные фермы ради мяса, молока и туристической привлекательности. Они с удовольствием катают детей.

Владимирский тяжеловоз

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

РИА Новости

Этот гигантский брутальный конь с шикарной гривой и кисточками на ногах спасал разрушенное сельское хозяйство после Великой Отечественной войны. В стране отчаянно не хватало тракторов и другой тяжелой техники. Могучий владимирский великан пахал землю, возил грузы на стройках и на заводах. Породу вывели в 30-х годах XX века во Владимирской области.

Ее создавали специально для вспашки тяжелых почв — суглинков. Владимирец способен за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Кроме потрясающих рабочих качеств владимирский тяжеловоз оказался еще и очень фотогеничным. Его изображение часто печатали на открытках.

Сейчас в России осталось катастрофически мало владимирских племенных кобыл — 113.

Терская лошадь

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

easy Fotostock / Фотобанк Лори

Создана на Терском конном заводе в 1940-х благодаря двум жеребцам исчезнувшей стрелецкой породы, отбитым в Гражданскую у белогвардейцев. По легенде один из них принадлежал барону Врангелю. Восстановить породу было уже невозможно, и Будённый распорядился на ее основе создать новую, которая была бы «изысканной, быстрой, выносливой, крепкой и неприхотливой».

В итоге самым ценным качеством терской породы стала универсальность. Эти лошади участвуют во множестве видов конного спорта — троеборье, конкуре, выездке, драйвинге… Их добрый нрав очень полезен в детском конном спорте и иппотерапии. На коне терской породы по кличке Кумир маршал Жуков принимал Парад Победы.

Сейчас в России осталось всего 120 чистопородных племенных терских кобыл.

Ахалтекинская лошадь

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Дебабов Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Это древнейшая культурная порода. Она выведена около 5 тысяч лет назад в Туркмении. Ахалтекинцы оказали влияние на формирование и арабской породы, и чистокровной верховой. Эти лошади высокие, сухие и очень быстрые (их сравнивают даже с гепардами). Они бывают самых разных мастей — гнедые, вороные, рыжие, серые, буланые, бурые… Но всегда у шерсти золотой или серебристый отблеск.

Эта порода великолепна в скачках. В советское время селекционеры успешно поработали над статью и ростом ахалтекинцев (они стали грациознее и выше), а в 1960 году на Олимпиаде в Риме в программе выездки советский ахалтекинец стал чемпионом. Сегодня лошади этой породы по-прежнему одни из самых быстрых в мире. Вот только в России их осталось мало — не больше 400 племенных кобыл.

Конек-Горбунок

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Союзмультфильм

Эта порода, выведенная писателем Петром Ершовым в середине XIX века, выразила все надежды русского народа. Некоторые исследователи считают, что Горбунок произошел от легендарного Сивки-Бурки (он же вещая каурка), неоднократно спасавшего Ивана-дурака от него самого и самодурства центральной власти.

Горбунок в ходе селекции приобрел два горба, длинные уши, низкорослость и особый дар преданности хозяину («На земле и под землей он товарищ будет твой»). Благодаря ему даже самый простодушный владелец запросто может заполучить царский трон и царевну в жены. О распространении породы в современной России данных нет.

Однако, учитывая некоторые парадоксы отечественной кадровой политики, исследователи делают вывод, что горбунки в стране все еще водятся.

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4019330

Лошадиная порода Битюг: лошадиная сила, фото и происхождение

Рейтинг: 763 Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Битюг – истинно Русская порода ломовых лошадей, название которой позже приняло нарицательный характер и означает могучий и неповоротливый.

Название русских тяжеловозов появилось от названия донского притока Битюг, который протекал в Волжской губернии. Луга и степи взрастили могучих и выносливых лошадей.

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадейЛошадь Битюг

Исторические факты

Предки породы лошадей Битюга были могучими лошадьми, которых из Голландии в начале XVIII века привёз в Россию Пётр I.

Важную роль в развитии этой могучей породы сыграл Хреновский конный завод, который продавал свои выведенные породы зажиточным крестьянам, благодаря которым тяжелоупряжная порода и получила своё широкое распространение, а именно благодаря крестьянской династии Боевых.

Читайте также:  Что делать если листья винограда покрылись коричневыми пятнами, покраснели

Всемирное признание порода получила в 1867 году на конной выставке в Париже, где русский богатырь покорил всех своим могуществом и покладистым характером. Битюг был куплен Нормандскими случниками, для облагораживания местных пород. Это и привело к потере породы, которая полностью исчезла в 20-х годах прошлого века.

На смену битюга пришли новые тяжеловозы, которые получили своё начало в СССР. Предками русских, советских и владимирских тяжеловозов стали мощные Западноевропейские породы.

Разница между заграничными и отечественными породами очевидна. Русские, советские и владимирские тяжеловозы неприхотливы к еде, условиям содержания и климату. Практически все части тела у них более подтянуты, что увеличивает подвижность особей.

Именно от лошадиных пород Битюг и пошло понятие одной лошадиной силы, когда в течение всего прошлого столетия проводились регулярные лошадиные испытания, которые делились на три части.

На первом этапе лошадей испытывали на скорость доставки груза, весом до 1,5 тонн. Лошадь должна была пробежать 2 км рысью. Тяжеловозы проходили эти испытания в среднем за четыре с половиной минуты.

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадейРусский Битюг

Второй этап также заключался в доставке груза, только весом в 4,5 тонны шагом.

На третьем этапе испытывалась тяговая выносливость. Лошадь должна была как можно дальше протащить груз весом в 9 тонн. Кстати, рекордсменом третьего этапа стала лошадь советской породы тяжеловозов, которая протащила повозку из мешков с песком, гирь и камней более двух километров. Лучший результат этапа смог показать тяжеловоз советской породы по кличке Зубр.

Позже третий этап был заменён испытаниями на измерение тяговой выносливости с помощью специальных конструкций, которые имитировали постепенное увеличение груза.

Источник: https://VseOKone.ru/odna-loshadinaya-sila.html

Советский тяжеловоз: описание и характеристики породы

Появившаяся в 1952 году порода лошадей советский тяжеловоз по сей день остается в списке самых крупных видов лошадиного семейства на территории России.

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Советский тяжеловоз

Историческая справка

Впервые лошади тяжеловозных пород появились более 200 лет назад на территории современной Западной Европы в результате скрещивания бельгийских брабансонов с местными породами, такими как ардены, битюги и першероны. Эти кони хоть и имели отличные рабочие качества, однако не отличались привлекательным экстерьером.

В конце XIX века селекционные работы над породой начались в России, когда тяжеловозов стали массово завозить на территорию государства. Первые удачные результаты выведения были представлены в 1900 году в рамках Парижской выставки: мир увидел усовершенствованную «модель» породы арден — жеребца по имени Каравай, получившего золотую медаль.

После этого селекционные работы продолжились и были направлены на создание сильного, мощного, выносливого коня, отличающегося приятной внешностью. И новая порода с требуемыми характеристиками появилась в 1937 году. Спустя 15 лет, в 1952 году, она была официально зарегистрирована под названием «советский тяжеловоз».

Важно! В редких случаях у коней данной породы может встречаться косолапость, однако на рабочие характеристики данный эффект не оказывает негативного влияния.

Это интересно: Скорость, развиваемая лошадью — средняя и максимальная

История происхождения

Первые лошади тяжеловозы появились в 18 веке в западноевропейских странах, позже их разводили и в России. Одной из наиболее популярных тяжелоупряжных пород в стране считают Советский тяжеловоз, прославивший российских коневодов.

Этих лошадей, имеющих крупное и мощное телосложение, вывели во времена Советского Союза из брабансонов, которые завезены из Бельгии в конце 19 века.

Местные рабочие кобылы были скрещены с бельгийскими тяжеловозами, в результате чего появилась необычная порода советских лошадей.

Кисловским Д.А. и Анциным И.А., профессором и зоотехником, было проведено множество работ, касающихся развития и усовершенствования породы.

Продолжительная селекция и умный подход советских коневодов позволил заметно улучшить существующие характеристики лошадей, которые имели развитые мышцы и крепкий костяк, но их телосложение было сухое.

Современные лошадки стали более неприхотливые к условиям содержания и кормам.

Основной целью выведения тяжеловозов являлась необходимость сельских фермеров в лошадях, которые смогли бы быть выносливыми в работе и обладали способностью к перевозу тяжелых грузов.

В середине 20-го века порода совершенствовалась из жеребцов, которые выращены на отечественных конных заводах. Утвердили советскую тяжеловозную породу, отвечающую необходимым требованиям, в 1952 году. «Прародители» уникальных лошадей менее гармоничные, крупные и малоподвижные. Кобылицы новой породы имели большой коэффициент молочной продуктивности.

Лошадь битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Советский тяжеловоз изначально предназначался для сельхозработ

Описание и характеристика советского тяжеловоза

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы – крупные, массивные лошади.

Высота в холке советского тяжеловоза – 150 – 170 см, вес – 700 – 1000 кг.

Советские тяжеловозы имеют среднюю по величине голову, средней длины мощную шею, низкую широкую холку, широкую спину (иногда мягкую), широкую ровную поясницу, очень широкий раздвоенный круп. Грудь советского тяжеловоза широкая, ноги средние по длине, крепкие и довольно сухие. Порой в породе встречаются мягкие бабки, саблистость и косолапость. Оброслость хвоста, гривы и щеток умеренная.

Основные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая, гнедая, гнедо-чалая, бурая. Редко встречаются советские тяжеловозы вороной масти.

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы обладают спокойным темпераментом и добронравностью – наследие брабансонов. В работе они покладисты и послушны, не склонны к проявлениям агрессии.

Одна из главных характеристик советского тяжеловоза – скороспелость этих лошадей. Уже в 2,5 – 3 года они выполняют сельскохозяйственные работы, а с 3 лет используются в разведении. Жеребята советского тяжеловоза растут быстро: уже в 1 год их вес может достигать 530 – 540 кг.

Также советских тяжеловозов ценят за их неприхотливость. Например, рацион советских тяжеловозов во многих хозяйствах составляют объемистые и дешевые корма, и при этом лошади могут неплохо себя чувствовать.

Впрочем, это не означает, что на уходе за советским тяжеловозом можно экономить или форсировать работу, если вам действительно дорога ваша лошадь.

Источник: https://bioros.net/zhivotnye/interesnye-svedeniya-o-sovetskom-tyazhelovoze.html

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом.

Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда.

Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы.

Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород.

Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами.

Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Читайте также:  О бензопилах для дачи: какую выбрать, какая лучше, советы, рекомендации

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайр

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого.

Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая.

Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась.

Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода.

Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии.

Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности.

Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем.

В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн.

Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны.

Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Источник: https://ferma.expert/jivotnie/loshadi/porody-loshadi/tyazhelovoznye-porody-loshadey/

Ссылка на основную публикацию